История прихода

История храма Святого Равноапостольного

Великого Князя Владимира

города Перми.

(печатается по материалам дипломной работы иерея Алексея Вяткина, с разрешения автора)

Введение.

Церковь Святого Равноапостольного Великого Князя Владимира, расположенная в районе Нижняя Курья города Перми, являясь памятником архитектуры, занимает особое место среди храмов Пермского края. Построенная в 1906 году как дачная церковь Пермского Архиерейского дома на средства Архиерейского дома и многих благотворителей, церковь была призвана удовлетворять религиозные чувства обитателей дачного посёлка, в основном, лиц, принадлежащих «интеллигентному классу», а также жителей окрестных сёл.

Дачная Князе — Владимирская церковь – яркий пример так называемой «допетровской архитектуры». В силу имитации форм традиционной русской архитектуры и использования богатой резьбы по дереву, она имела нарядный, сказочный облик, украшая собою живописный берег Камы.

Судьба храма, в котором совершались богослужения высшим духовенством Пермской епархии, в послереволюционный период оказалась типичной для большинства культовых строений. В советское время земля, принадлежащая храму, и сам храм были объявлены народным достоянием. На территории церкви был организован санаторий «Дом отдыха». Облик храма в результате многочисленных перестроек и ремонтов несколько изменился.

С большим трудом и стараниями верующих храм Святого Равноапостольного Великого Князя Владимира был возвращён. После возвращения здания церкви Покровскому приходу Пермской епархии его вновь постигло несчастье – пожар, который уничтожил часть уже восстановленного здания. С большим трудом, с помощью благотворителей и самих прихожан, под чётким руководством настоятеля, храм обрёл свой былой вид.

При написании работы использовались материалы, хранящиеся в архиве Пермского специального научно- реставрационного управления (ПСНРУ).

 

 

 

Из истории застройки дачного поселения «Нижняя Курья».

 

В «Географическом и статистическом словаре Пермской губернии», составленном в 1878 году, известный учёный Урала Наркиз Константинович Чупин так объясняет слово «Курья»: «Курья – часто употребляемый географический термин в Пермской губернии. Сколько мог уразуметь, это слово, старинное, имеет у нас значение:

 

1. Длинный и узкий речной залив.

 

2. Рукав, или проток реки, отделявшийся от неё и впадающий потом в неё же.

 

3. Старое русло реки, если проложила она себе новое. Тут слово это сходно значением со словом, употребительным во внутренних губерниях России: старица »

 

П.Вологдин в 1894 году дает небольшую историческую справку о возникновении под городом Пермью целого дачного поселения в урочище «Курья»: « В верстах 12 от города Перми вниз по течению р. Камы, последняя главным руслом отошла от правого возвышенного берега, вследствие чего под самым крутиком этого берега образовалась «курья» — ряд узких и длинных озёр и таких же болот. Курья отделяется от русла Камы значительным песчаным островом, затопляемым весною. Устье Курьи, т.е. слияние её с главным руслом, представляет, хотя и небольшой, но прекрасный затон для зимовки пароходов» В этом огромное практическое значение местности. Кроме этого, сама Кама и Курья представляли превосходную рыбную ловлю, а уходящие в глубь от берега леса, болота – охоту.

«В эстетическом отношении Курьинский берег, живописный сам по себе, открывает взору весьма широкий горизонт – вверх по Каме город Пермь с дымящейся вечно колыбелью пушек – Мотовилихой, виден, как на ладони, а внизу панорама еще шире – на левом берегу белеют церкви сел Муллинских и Ново – Ильинского (верстах в 30)»

В 1894 году урочище Курья в административном отношении находилось в пределах Мысовской волости Оханского уезда, а по праву земельного владения принадлежало казне, составляя часть Мотовилихинской дачи. От курьи проходила просёлочная дорога из Перми в Оханский уезд, ближайший населённый пункт – деревня Заборная – находился в трёх верстах. Прежде здесь существовал перевоз через Каму, перенесённый к городской спасательной станции. В верхней части урочища был некогда заложен «курень», т.е. заготовлялись дрова, и выжигался уголь для Мотовилихи, но вовремя эта операция была прекращена, и лес уцелел.

В 1882 году плес реки Камы от Устья Курьи, на 4 версты вниз, обращён в оброчную статью – Курьинский рыболовный плес Договор на аренду рыболовного плеса продлевался ежегодно .

В 1878 году по заявлению главы Торгового дома «Братья Каменские» Фёдора Кузьмича Каменского образована сданная ему в аренду оброчная статья участком в три десятины под постройку дома, так как Каменские ставили в упомянутый выше затон свои пароходы на зимовку. Таким образом, «господа Каменские должны считаться первыми посельниками – дачниками на Курье»

При сдаче этого участка Каменскому никто и не предполагал, какое значение получат эти места впоследствии, и поэтому этот участок, где у Каменских  построен  прекрасный дом, достался им за сравнительно ничтожную аренду – по 25 рублей за всю площадь, или по 8 руб.33коп. за десятину.

Мысль воспользоваться Курьинским урочищем для дачного поселения возникла в 1889 году и всецело принадлежала Управляющему Государственными имуществами Пермской губернии И. Я. Голынец. Осуществление этого дела далось Управлению Государственными имуществами с великим трудом, т.к. Горное ведомство, в ведении которого находились Мотовилихинские пушечные заводы, а, следовательно, и лесные дачи, дорожа каждой пядью лесной площади, с трудом согласилось уступить участки для образования оброчной статьи – дачных поселений. Но, тем не менее, в 1890 году приобретенная полоса земли площадью в 6,93 кв. вёрст земли, была принята из Горного ведомства и тотчас же предложена к торгам на отдачу в аренду с 1891 по 1915гг., т.е. на 24 года. Результаты этих торгов оказались выше всяких ожиданий, т.к. заторгованы были все 27 усадебных участков, площадью от 446 до 888 кв. сажен каждый и была дана соискателями небывало высокая арендная цена от 5 руб. 55 коп. до 25 руб. 15 коп. за участок, смотря по его местонахождению. К 1894 году все 27 усадеб были уже застроены дачными домиками, представляющими весьма живописную картину с реки Кама.

В.Н. Трапезников в «Летописи города Перми» пишет: «В Нижней Курье на берегу Камы 18 километрах от Перми среди векового соснового бора жители Перми начали строить дачи, которых в короткое время оказалось 155. В Нижнюю Курью пущены пароходы, совершавшие рейсы несколько раз в день. Владельцами дач явились пермские купцы, крупные чиновники высших слоёв интеллигенции (врачи, адвокаты и пр.). Мелкие чиновники, торговцы, учителя и другая мелкая интеллигенция тоже захотела подышать свежим воздухом и отдохнуть среди зелени. Но так как Нижняя Курья для этих слоев населения была мало доступна, постепенно они начали дачное строительство напротив Мотовилихи… и назвали новую дачную местность в противоположность Нижней Курье — Верхней Курьёй, хотя никакой «курьи», т.е. речной заводи, здесь не было» .

В 1913 году, по подсчётам летописца Перми В. Верхоланцева, в Нижних Курьях было около ста дач, имелись церковь и несколько магазинов. Здесь же находились летние дачи — колонии Мариинской женской гимназии, технического училища и Богородицкой церковно-приходской школы. Высокий берег, прекрасный вид вдаль, сосновый лес, купанье на Каме – все это делает эту местность наиболее любимым дачным местом для жителей Перми .

Такова краткая история застройки дачного поселения «Нижняя Курья».

 

 Строительство, освящение и содержание дачной церкви Пермского архиерейского дома во имя св. Равноапостольного Великого князя Владимира и святителя Тихона Задонского.

2.1. Пермская епархия в конце ХIХ – начале ХХ вв.

16 марта 1899 года вся общественность Пермской губернии, все православные жители Прикамья  тожественно отметили 100 – летний юбилей Пермской епархии.

Первосвятителем Пермской епархии был Иоанн (Островский), открывший епархию 11 ноября 1799 года. 11 ноября 1800 года была открыта Духовная Семинария.

Размышляя об итогах церковного строительства за 100 лет существования епархии, священник И.Шестаков, автор ряда работ по истории православной церкви Прикамья, в 1900 году с горечью отмечает, что  «при открытии Пермской епархии было 194 церкви, через 50 лет число церквей возросло до 300, а в 1900 году их около 400» . Это считалось недостаточно, так  как один храм приходился на 4094 человека. Особенно обеспокоен священник был малочисленностью храмов в самом губернском городе Перми – в начале ХХ века их насчитывалось до 40. В это число входили большие соборные, монастырские, отельные церкви, и так называемые домовые при учебных заведениях, больницах, приютах, богадельнях и тюрьмах. Кроме того, было 9 часовен. Крайняя нужда в храмах ощущалась на окраинах Перми, в числе которых оказалось к началу ХХ века и дачное селение Нижняя Курья.

Приведём здесь некоторые размышления, предостережения священника, связанные с грядущей  тяжелейшей страницей в истории Российского государства: «В настоящее время так много требуется от духовенства, столько

возлагается на него забот по религиозно – нравственному воспитанию и образованию народа, и по отправлению пастырского служения, и по воспитанию и образованию своих детей, что только при совокупных усилиях и стремлениях, при совместном обсуждении поручаемых дел, можно с успешностью проходить своё великое служение.

История не ждёт запоздавших; она мстит, и жестоко мстит тем, кто почему–либо не хочет или не умеет слушаться её уроков. За грехи отцов страдают, веками расплачиваясь, потомки… Изучая историю, надо ей внимать, и в желании совершенствовать свою жизнь, следует почаще справляться со спасительными наставлениями истории. Тогда меньше будет ошибок впереди: в ближайшем к нам времени и в отдалённом будущем. Меньшее же количество наших собственных ошибок облегчает работу тем, кто постоянно заступает в этом мире — грядущим поколениям… Пожелаем же Пермской православной церкви, виновнице состоявшегося 16 октября минувшего года торжества, когда праздновался юбилей 100-летия Пермской епархии,… при внутреннем широком развитии, дожить до 2-го столетия… торжественно отпраздновать 11 ноября текущего года 100-летие своего многоплодного существования, ознаменовать такое событие открытием церковно-исторического общества» .

2.2 Правление Пермского Архиерейского дома.

 

История строительства, содержание храма в Нижней Курье непосредственно связана с Пермским Архиерейским домом. Его обустройством руководили Пермские Архиереи, службы в храме совершались высшим духовенством Пермской епархии, поэтому есть необходимость осветить деятельность Правления Архиерейского дома, дать краткие биографические сведения о пастырях.

 

Архиерейский дом в конце XIX в начале XX века  представлял собой хозяйственное управление при епископской кафедре для содержания епархиального архиерея и существовал с начала возникновения Пермской епархии. Здание Архиерейского дома входило в комплекс зданий Пермского Спасо-Преображенского монастыря, ныне здание краеведческого музея. Функции Правления Архиерейского дома сводились к руководству хозяйством епископа, управлению землями, угодьями и имуществом, заведованию доходами, расходами архиерея и т.д.

 

В состав Правления входили эконом, казначей и копиист. Эконом Архиерейского дома назначался архиереем и обязан был отчитываться перед ним и Пермской Духовной Консисторией. Духовная Консистория проверяла хозяйство Архиерейского дома при смене епископов и экономов.

В ведении Правления Архиерейского дома находились: Усть-Боровские сенокосные луга в Соликамском уезде площадью 30 десятин, Мальцевские покосы – 33 десятин – в Кунгурском  уезде, рыбные ловли на Чусовском озере и речках Вишерке и Берёзовке в Чердынском уезде, Верх-Нытвенская (Погорельская) мельница на р. Нытве в д. Погорелки Оханского уезда, хутор с загородным домом, мельницей и конюшней на р. Иве за Мотовилихинским заводом и 41 десятиной пашенной и сенокосной земли (Архиерейка), а также Архиерейская дача в Усть-Курье, при ней церковь и хозяйственные постройки. Часть земельных участков, вследствие удаленности мест, сдавались разным лицам в аренду на конкурсной основе.  В г. Перми Архиерейскому дому принадлежали жилые дома на Монастырской (Орджоникидзе) и Торговой (Советская) улицах. Жилые дома в Перми также сдавались в аренду . Также при Архиерейском доме существовала Крестово-Митрофановская церковь, действовала книжная лавка. Правление Архиерейского дома занималось банковскими операциями, наблюдало за поступлением денег от кружечных сборов по церквям, контролировало выдачу утвари храмам Пермской Епархии, сбор пожертвований на церковные и гражданские нужды и другое .

 

2.3. Выбор земельного участка и строительство Архиерейской дачи и церкви  св. Равноапостольного Князя Владимира и Святителя Тихона Задонского.

 

 

15 августа 1894 года новообразованное дачное поселение Нижняя Курья посетил Его Преосвященство, Преосвященный Петр (Лосев), епископ Пермский и Соликамский. Цель поездки Его Преосвященства состояла в избрании места для предполагаемого сооружения в дачном поселке церкви. К этому времени окончательно отстроенных («изящной архитектуры») и обитаемых дач насчитывается 27, причём число обитателей достигло 150 человек.

 

Необходимость в постройке церкви была очевидна уже и при настоящем числе обитателей дач, лиц «принадлежащих исключительно к интелегентному классу и между которыми немало особ пожилых, привыкших посещать храм Божий. Для таких лиц неудовлетворение религиозного чувства общественной молитвой, в церкви, при торжественном богослужении, особенно ощутительно здесь в воскресные дни и праздники и составляет, можно сказать, настоящее лишение» . Кстати, сооружение церкви в дачном посёлке предусматривалось ещё при проектировании его, и с этой целью, при планировке дачных участков была оставлена незастроенной особая площадка. Многие посетители дачного посёлка невольно выражали желание видеть здесь храм. Так, например, 10 июля 1894 года посетивший Курьинские дачи сановный гость – член Совета Министра земледелия, тайный советник Г.А.Тройницкий, заметил недостаток в храме и высказал пожелание наискорейшего осуществления мысли о сооружении церкви . Сопровождали Владыку в посещении дачного поселения, приглашённые им духовные и светские деятели Пермской губернии, чьи имена стали гордостью нашего края. В одном из архивных дел мы находим визитную карточку изобретателя электросварки, Горного Начальника пушечных заводов Николая Гавриловича Славянова с надписью его на обороте такого содержания: «Ваше Преосвященство! По выраженному Вами Соглашению мы отправляемся сегодня на пароходе «Пушкарь» в Курью и подъедем к берегу у Собора между 4 и 4 ½ часами пополудни. В ожидании свидания на пароходе, остаюсь с глубочайшим уважением и преданностью Ваш покорный слуга Н.Славянов. 15 августа.1894 год» .

Также Владыке сопутствовали: из духовных особ – наместник Соликамского монастыря Архимандрит Тихон, ректор Духовной семинарии протоиерей К.М.Добронравов, иеромонах Иероним и иеродьякон Вениамин; и из светских: Управляющий Государственными имуществами Пермской губернии действительный статский советник Иустин Яковлевич Голынец с чиновником Управления государственными имуществами, заведующим делопроизводством по казённым оброчным статьям В.А.Вологдиным, служащие Пермских пушечных заводов, горные инженеры, лесничий Мотовилихинской горнозаводской дачи П.П.Кавдеров, коммерции советник А.Г.Каменский и др. лица.

 

После тщательного осмотра всей дачной местности вместе со спутниками и взвесив советы каждого из них, Преосвященный Петр избрал место, на котором больше, чем где-либо, приличествует быть храму. Место это находилось на самом берегу Камы, сажен в 15 от обрыва берега (1 сажень=3 аршина = 7 футов = 2,133 м) на высоком холме, находящемся в интервале между заселёнными уже и вновь застраивающимися кварталами. Подошву холма омывал ключ (родник) с чистой, как хрусталь, водой. Он протекает по оврагу, который вместе служил и спуском (съездом) к р. Каме. С холма открывалась прекрасная панорама на реку, Пермь и левый луговой берег.

По предложению отца архимандрита Тихона и по общему соглашению присутствовавших особ храм решено было построить во имя святителя Тихона Задонского чудотворца. При церкви предполагалось построить небольшой архиерейский домик и в глубине рощи кельи для монахов . Под строительство дачной церкви и архиерейского дома был отведён участок площадью 1628 квадратных десятин (1 десятина=2400 кв. саж.) В 1918 году Владимиро – Тихоновская церковь в Нижней Курье располагала 4177 кв. десятинами, к сожалению, документов при составлении клировой ведомости представлено не было. К настоящему времени удалось обнаружить в разных фондах документы, подтверждающие право собственности прихода церкви на земельный участок.

За весь период существования Архиерейской дачной церкви стараниями Правления Архиерейского дома, личным участием всех пяти пермских архиереев – Преосвященнейших Петра, Иоанна (Алексеева), Никанора (Надеждина), Палладия (Добронравова), ныне прославленного в лике святых Архиепископа Андроника (Никольского), экономов Пермского архиерейского дома иеромонахов, Хрисанфа (Климентьва), Ювеналия (Килина), Пахомия (Скорротко), расширялись земельные владения храма. И цели расширения владений были самые благие – «сооружение церкви среди Курьинского дачного посёлка является выражением общего желания как дачного населения, так равно и жителей ближайших деревень Оханского уезда, не имеющих церкви ближе 15 вёрст». Предполагалось построить кроме дачного дома кельи для монахов, церковно-приходскую школу и при ней в просветительских целях – небольшой хутор с огородами, пасекой, открыть образцовую форму для детей дачных обитателей, а также жителей ближайших к дачам поселений» .

14 декабря 1902 года предписанием Департамента Государственных земельных имуществ за № 19032 был официально предоставлен «участок казённой земли, находящийся в составе Курьинской оброчной статьи «дачные участки», под № 49 площадью 1628 кв. сажен в бесплатное пользование Пермскому Архиерейскому дому.

Участок земли, находящийся рядом с усадьбой церкви, под № 48, был сдан Пермским Управлением земледелия и государственных имуществ 9 ноября 1911 года в аренду Архиерейскому дому сроком с 1912 по 1936 год с арендной платой 24 руб. 50 коп. Арендатор обязался вносить арендную плату «вперёд по полугодиям, за первую половину года 1-15 января, и за вторую 1-15 июля. Площадь участка составляла 1394 кв. сажень.

С большим трудом удалось купить у Ведомства земледелия и Государственных имуществ из Курьинской оброчной статьи участок земли №50 площадью 1150 кв. саж. Сумма была установлена в 1042 руб. 42 коп., рассрочка уплаты этих денег казне рассчитана 5 – летний срок равными частями с начислением пяти процентов роста в год на оставшуюся сумму . Это дело велось в нотариальном суде с 1911 по 1914 год. Документы были зарегистрированы Старшим Нотариусом Пермского окружного суда в январе 1914 года, лишь после Указа Его Императорского Величества и Святейшего Правительственного Синода . Все деньги за аренду участка № 48 и выкуп участка № 50 использовались из неокладных сумм Пермского Архиерейского дома .

При передаче дел Пермского Архиерейского дома ввиду освобождения архимандрита Пахомия от обязанностей эконома в 1917 году в ведомости о долгах Архиерейского дома читаем, что уплачены последние деньги по долгам Архиерейского дома Управлению Земледелия и Государственных имуществ за Курьинский участок – 197 руб.97 копеек.

22 года (с 1894 по 1916) велась переписка Архиерейского дома с Главным управлением Государственными имуществами о передаче в безвозмездное пользование 20 десятин Мотовилихинской горнозаводской дачи и рыболовного плеса (см. план в Приложении) для нужд церкви. Полное согласие выразил на это в своё время Главный горный начальник Пермских пушечных заводов Н.Г.Славянов. Главное управление Государственными имуществами также выразило своё согласие и ходатайствовало перед министерством торговли и промышленности, но 13 января 1916 года прошение было отклонено вследствие того, что «просимый ныне Архиерейским домом участок земли находится в лесной местности, покрыт еловым и сосновым лесом и представляет, таким образом, большую ценность» .

Тем не менее, как уже указывалось выше, к 1918 году Владимиро – Тихоновская церковь владела участком земли площадью 4177 кв. сажен, из них в собственности храма было 2783 кв. сажен. (В переводе на метрическую систему мер 4177 кв. саж. = 1,9 га, 2783 кв. саж. = 1,3 га,1394 кв. саж. = 0,6 га).

13 июня 1904 года состоялась закладка церкви  в Нижней Курье . В клировой ведомости о Свято – Владимирской церкви за 1918 год имеются сведения о завершении строительства храма: «Церковь построена в 1906 году тщанием многих благотворителей» . Ценность храма при освящении его в 1906 году составляла 30000 рублей. Средства пошли от благотворителей и Архиерейского дома. Вот список благотворителей, жителей дачного посёлка, видевших настоятельную нужду в создании здесь храма:

№    Имена и фамилии жертвователей     Материалы          Сумма         руб.

1.Вдова Комм. Сов. Елисавета Ивановна Любимова                              1000.

2. Комм. Сов. Александр Павлович Кропачев                                         1500.

3.Перм. купец Михаил Мануилович Камчатов                                          800.

4.Перм. купец Павел Степанович Жирнов                                               2000.

5.Перм. город. голова Иван Николаевич Суслин                                      350.

6.Стат. сов. Александр Васильевич Синакевич                                         100.

7.Перм. купец Григорий Васильевич Бердинский                                   1000.

8.Вдова чиновника Маргарита Максимовна Рейнах                                 100.

9.Перм. купец Дмитрий Степанович Жирнов                                          1000.

10.Перм. купец Александр Евграфович Тупицын                                     100.

11.Купец Константин Ильич Назаров                                                         200.

12.Куп. жена Е.Щукина                                                                                200.

13.Купец Василий Михайлович Грядкин                                                     50.

14.Священник Мотовилх. Никол. церкви Василий Иван.Теологов           25.

15.Крестьянкин Димид Кононович Аликин                                                 25.

16.Василий Иванович Шайдуров                                 кирпич 17000.

Итого:                          17000 шт.      8450 рублей .

 

27 января 1906 года Указом Его Императорского Величества Пермской Консистории было предписано выдать благодарственные грамоты «Любимовой, Корпачёву, Камчатову, П.Жирнову, Бердинскому и Д.Жирнову за пожертвования на построение храма в Курьях, на Архиерейской даче». Грамоты были выданы 5 февраля 1906 года. Так же оказал материальную помощь в строительстве храма князь Сергей Евгеньевич Львов. В своём обращении к Епископу он просит «поминать в храме родителей и сродников».

Строительство церкви началось в период кратковременного пребывания (2,5 года) в Перми  Епископа Пермского и Соликамского Иоанна (Алексеева), который приобрёл любовь и уважение жителей Перми своей неутомимой деятельностью, частыми  служениями, проповедничеством и общедоступностью. «Деятельность выразилась в построении целого ряда церквей в епархии, в том числе Феодосьевской и Златоустовской в Перми и Владимирской в Нижних Курьях» . Всю тяжесть забот по возведению храма нёс эконом Архиерейского дома иеромонах Хрисанф (в миру Христофор Гаврилович Клеменьтьев), назначенный на эту должность Преосвященнейшим Иоанном, Епископом Пермским и Соликамским 3 августа 1904 года и прослуживший на этой должности по 11 февраля 1911 года, когда уже Архимандритом отец Хрисанф был назначен настоятелем Соликамского Свято – Троицкого монастыря .

За 2.5 года служения Епископа Иоанна производились, в основном, работы по заготовке строительного материала, составлению проектной документации. К сожалению, чертежей фасадов, планов в архиве обнаружить не удалось. Не удалось выяснить и автора проекта.

1 января 1905 года скончался Епископ Пермский и Соликамский Иоанн, и 4 января он был похоронен перед алтарём Кафедрального Спасо-Преображенского собора, рядом со своей матерью. Обряд отпевания совершали епископы Филарет и Павел Кунгурский. 17 января епископом Пермским и Соликамским назначен епископ Никанор (Надеждин) .

При Преосвященнейшем Никаноре было произведено 2/3 работ, он застал только фундамент и стены вчерне, без крыш, полов, окраски и внутренней отделки.

С 1905 года строительством храма руководит Строительный комитет. В Государственном архиве Пермской области сохранилось 2 протокола заседаний комитета. Для наблюдения за строительством церкви был приглашён архитектор Александр Бонавентурович (Борисович) Турчевич – Глумов, который, вероятно, и завершил работы. Строительно–техническое бюро Турчевича « пользовалось заслуженной славой первоклассных зодчих не только в Перми, но и во всей Пермской губернии». Деятельности замечательного архитектора посвятили свою статью Кашихин Л.С. и Перескоков С.В., опубликованную в сборнике «Пермский край» за 1992год. Основанное в 1888 году бюро Турчевича выполняло заказы по составлению всевозможных проектов и смет на строительство самых различных объектов от «крупных» культовых и общественных зданий, богатых частных особняков до небольших обывательских домов. Авторитет бюро подтверждался получением крупных заказов. В 1890-х годах им подготовлены чертежи на расширение Кафедрального Спасо-Преображенского собора, реконструирован Дом Мошкова, строительство Дома Любимовой, дома купца Грибушина и многие другие здания, вошедшие в наше время в каталог памятников истории и культуры Пермской области.

Приведём тексты протоколов заседаний Строительного комитета, они подтверждают роль Турчевича в строительстве храма.

Журнал  Комитета  по постройке церкви и Архиерейской дачи в д. Курьях,  вблизи  города Перми 1905 года. Февраля 8 дня.

№ 1 – й

В заседании присутствовали: Эконом Архиерейского дома иеромонах Хрисанф, Священник Димитрий Введенский, священник Феодор Попов, Александр Борисович Турчевич, Василий Сорокин и секретарь при епархиальном Архиерее Николай Кузнецов.

1. Производили выборы председателя, казначея и делопроизводителя Строительного Комитета.

Избраны: председателем эконом Архиерейского дома иеромонах Хрисанф, казначеем священник Крестовой церкви Димитрий Введенский. Делопроизводителем — секретарь при Епархиальном Архиерее Николай Кузнецов.

2. Рапорт эконома Архиерейского дома иеромонаха Хрисанфа от 6 февраля с.г. с представлением хранившихся у него на руках денег по постройке церкви и дачи в Курье в количестве 738 руб.22. коп., приходно- расходной книжки, счетов и др. относящихся к постройке документов.

Постановили: рапорт эконома иеромонаха Хрисанфа от 6 февраля с.г. принять к сведению, деньги 738 руб.22 коп. внести на приход по книге Строительного комитета, приходно-расходную книжку и прочие документы хранить в делах Комитета. Ввиду того обстоятельства, что члены Комитета не знакомы достаточно с положением дела о постройке церкви и архиерейской дачи в Курьях, т.к. эта постройка велась единоличным наблюдением и руководством покойного Преосвященного Иоанна, бывшего Епископа Пермского, то просить члена комитета А.Б.Турчевича составить в возможно непродолжительный срок и потом доложить Комитету подробный технический отчёт об означенной постройке, чтобы Комитет мог видеть какие работы и материалы оплачены, и какие требуется исполнить и пр. Для сего выданы г.Турчевичу под его расписку все показанные в описи эконома иеромонаха Хрисанфа и относящиеся к постройке в Курьях документы с тем, чтобы по миновании надобности он возвратил таковые Комитету. Кроме того, как известно Комитету, бывшим подрядчиком работы по постройке в Курье Александром Анцгиным за нарушением с ним контракта, был предъявлен иск к покойному Преосвященному Иоанну, — то просить г.Турчевича обратиться к присяжному поверенному В.В.Белоруссову за сведениями и сообщить по сему делу и о последующем доложить Комитету.

3. Заслушано словесное заявление Председателя Комитета Иеромонаха  Хрисанфа о необходимости застраховать строящееся в Курьях здание церкви и дачи, которое, как деревянное, может быть уничтожено пожаром.

Постановили: застраховать на случай пожара строящееся здание церкви и дачи в сумме десяти тысяч руб. в одном из страховых обществ на один год.

4. Заслушано словесное заявление члена Комитета А.Б.Турчевича о том, что им, по приказанию покойного Преосвященного Иоанна, выписаны водопроводные принадлежности для дачи и заказана для церкви одна икона на стекле, итого в 300 руб.

Постановили: по получении и освидетельствовании означенные вещи принять и хранить в надлежащем месте до выяснения дела.

5. Заслушали словесное заявление того же г. Турчевича о необходимости вызвать из Новгородской губернии десятника Ракицкого для наблюдения за постройкой и строительным материалом и об ассигновании ему потребной суммы на приезд до Перми.

Постановили: Вызвать дес. Ракицкого в Пермь к половине марта месяца как уже исполнявшего обязанности десятника при постройке в Курьях вполне добросовестно, отпустив ему потребную сумму на проезд до г. Перми.

Подписи.

Журнал Комитета по постройке церкви и Архиерейской дачи 1905 года. Марта 21 дня

№ 2-й

В заседании присутствовали: Председатель иеромонах Хрисанф, казначей священник Димитрий Введенский, священник Феодор Попов, Александр Б. Турчевич, Василий К. Сорокин и делопроизводитель Николай Н. Кузнецов.

1. Заслушана и утверждена редакция журнала Комитета за 8 февраля сего года.

2. Заслушан составленный по поручению Комитета Членом оного А.Б. Турчевичем отчёт о постройке церкви и дачи в Курьях, из которого выяснилось следующее:

а) Исполнение работы по постройке подрядчиком Анцыгиным на сумму 5950 руб. в счёт коих им получено 4500 руб., кроме уплаченных покойным Преосвященным Иоанном за Анцигина 2000 руб. долга в счёт платы за его работу, следовательно, подрядчику Анцигину фактически выдано 6500 руб.

б) Произведено работ хоз. Способом, считая, в том числе материалы на сумму 6066 руб. 14 коп.

в) Не окончено работ на сумму 4384 руб. 14. коп.- не оплачено счетов за работы и материалы на сумму 94 руб. 75 коп. и за исключением выданных Анцыгину 2000 руб. – на сумму 36 руб. 80 коп. – Кроме того, остаются неисполненными следующие работы по постройке главного здания – обшивка фасада 983 руб. 55 коп., покраска его 372 руб. и внутренняя штукатурка здания 2339 руб. 66 коп.- всего 3695 руб. 21. коп., не включая в эту сумму расхода на постройку служб и ограды, на что имеется особая смета.

Постановили: составленный г. А.Б Турчевичем и доложенный Комитету отчёт о постройке церкви и дачи в Курьях принять к сведению. О настоящем положении дела о сказанной постройке доложить Его Преосвященству.

Подписи.

 

К постройке храма привлекались разные подрядчики, как из Перми, так проживающие вне Пермской губернии. Так, десятник Яков Ракицкий неоднократно вызывался из Нижегородской губернии (с 1904 года), поскольку «вполне достойно» выполнял свои обязанности. Для штукатурки внутри здания церкви и дачи в Курьях 24 января 1906 года был заключён договор с подрядчиком Василием Ивановичем Рябовым «согласно его письменного заявления, за означенную им плату 2100 руб. с обязательством производить работы из его материала». Долг Правления Рябову в сумме 300 рублей за штукатурные работы был возвращён полностью лишь в 1917 году.

 

В марте 1906 года производились работы по устройству иконостаса и росписи мастером Мамаевым. Пермский мещанин Алексей Николаевич Мамаев устроил паровую фабрику по изготовлению иконостасов, паркета и дорогой мебели. Мамаев в 1900 – 1902 гг. занимался производством работ внутри перестраивающейся Крестовой Митрофановской церкви при Архиерейском доме в Перми – выполнял живописные работы для алтаря и храма. В своей работе пользовался советами Алексея Несторовича Зеленина. А в документах заседания Правления Архиерейского дома за март 1906 года мы находим такие строки: «выдать мастеру Мамаеву двести (200) рублей в счёт принятого им на себя по устройству иконостаса для церкви в Курьях заказа».

 

На протяжении нескольких лет (с 1905 по 1918 гг.) не был решён вопрос с оплатой долга за постройку Курьинской церкви подрядчику Дмитрию Александровичу Жилкину. Несколько раз он просит Правление и лично епископов разрешить это недоразумение, возможно, сам иногда не припоминая, когда и сколько денег было им получено. В 1913 году для разъяснения дела был вызван из Соликамска бывший эконом Архиерейского дома архимандрит Хрисанф, подняты архивные документы, вопрос казался решённым, но позже Жилкин вновь обращается к епископу с жалобой о невыплатах долга Архиерейским домом. Даже в документах за 1918 год мы с удивлением обнаруживаем, что долг подрядчику составляет 803 руб. 36 коп.

 

К лету 1906 года, благодаря заботам Епископа Пермского и Соликамского Никанора и деятельности Строительного комитета, храм в дачном поселении Нижняя Курья был готов к освящению.

 

Здание церкви двухэтажное, сложной конфигурации в плане, состоящее из шести основных объёмов. Апсида (алтарная часть) пятигранная в плане, с двумя небольшими приделами с южной и северной стороны. Храмовая часть в два света, прямоугольная, близкая к квадрату в плане, соединяется с алтарём тремя проёмами для царских и дьяконских врат. С южной и северной стороны дверные проёмы, служащие для крестного входа и в качестве пожарных выходов. С западной стороны к храмовой части примыкает трапезная, над которой расположены хоры с балконом для певчих, входящий в храмовую часть. Трапезная соединяется с храмовой частью широким криволинейным проёмом, обрамлённым штукатурным наличником с двух сторон. От трапезной, далее на запад, расположен притвор с главным входом в церковь и лестничной клеткой на второй этаж (с северной стороны). На южной стороне притвора на первом этаже находится выход на веранду и на улицу, а на втором служебное помещение. Над всем объёмом южной части притвора устроена колокольня со звонницей и шатром, который венчает шпиль с небольшим крестом. С южной стороны к трапезной и храмовой части примыкает открытая веранда. Внешний облик здания церкви типичен для псевдорусского стиля, в частности направления так называемой «Ропетовской архитектуры», зародившегося в России в конце XIX – начале ХХ вв. Псевдорусский стиль трактует древнерусское зодчество не как арифметическую сумму форм, а как систему средневекового национального зодчества. По мере развития капитализма и расширения международных связей России, в целях рекламы на международных выставках, архитекторы стремились в облике павильонов отразить свои национальные черты. Русские павильоны были нарядны, выразительны и привлекали внимание вычурностью богато декорированного убранства, заимствованного из крестьянского деревянного зодчества и народного прикладного искусства. Архитектор И.П. Ропет (псевдоним И.Н.Петрова), возводивший русские павильоны на выставках, демонстрировал неиссякаемую фантазию на тему русской архитектуры и стилизаторства народного зодчества. Ропет был активным проводником псевдорусского стиля, одно из направлений которого и называют «Ропетовской архитектурой». Это направление горячо поддерживал страстный поборник самобытности русского искусства В.В.Стасов .

 

И большинство дачных сооружений Нижней Курьи, деревянных, богато декорированных резьбой по дереву и другими украшениями как раз и представляли это направление архитектуры. Чистота стилистических и композиционных приёмов выдерживалась в православном храме. Стены церкви Св. Князя Владимира и Тихона Задонского обшиты профилированной доской с устройством продувов. Проёмы и угловые пилястры обрамлены вертикально и горизонтально. Карнизы украшены деревянными прорезными подзорами и кронштейнами. Световой барабан шатра, колокольня и веранда декорированы накладными резными полуколоннами и колоннами, оконными наличниками и подзорами. Ограждение колокольни и веранды выполнены с прорезной резьбой.

 

Территория церкви была ограждена изгородью.

 

2.4. Освящение храма Святого Равноапостольного Великого Князя Владимира и Тихона Задонского.

 

 

18 июня 1906 года состоялось торжественное освящение вновь построенного в Нижней Курье храма. Пермские Епархиальные Ведомости описывают эти праздничные дни для Пермской епархии. «Торжество освящения храма и первую литургию в нём совершал сам Епископ Никанор, который ещё с вечера, в субботу, прибыл в Курью. В этот день, вечером, в храме было совершено всенощное бдение игуменом Хрисанфом и иеромонахами Крестовой братии, и водосвятный молебен. Литию и полиелей совершал Владыка Никанор в сослужении многочисленного городского и соборного духовенства: трёх протоиереев, двух игуменов, пяти священников и одного иеромонаха».

 

Утром в самый день освящения, из Перми на пароходе «Бушуев» Кашиной прибыл крестный ход со Святыми мощами во главе с Архимандритом Тихоном (настоятелем Соликамского монастыря), несшим на голове антиминс для нового храма . Этот же пароход привёз массу людей, жаждавших принять участие в духовном торжестве. Прибывших богомольцев на берегу встречали громадные толпы народа. Они собрались из окрестных сёл и деревень, с иконами и хоругвями, а так же прибывшее туда раньше духовенство. В 9 часов раздался благовест. Масса народа наполнила храм и ограду. Началось торжественное освящение. Верующие делали многочисленные приношения – мылом (для обмывания св. Престола) и другими вещами, потребными для обряда. «Преосвященнейшим Никанором совершён чин освящения новосозданного храма во имя Святого Равноапостольного Великого Князя Владимира и Святителя Тихона Задонского, а затем в новоосвящённом храме Владыка Никанор изволил совершить первую Божественную литургию в сослужении архимандрита Тихона, ректора семинарии, протоиерея Н.Пономарёва, игуменов Хрисанфа и Вениамина, священников: Ст.Богословского, Ф.Попова, П.Богоявленского, Д.Введенского, М.Рязанцева, иеромонахов: Григория, Ювиналия, и Митрофана. На освящении храма, по поручению Преосвященнейшего Павла, Епископа Глазовского, управляющего Вятской Епархией, в качестве делегата участвовал протоиерей Иоанн Осокин. За литургией Его Пресвященством священник С.Богословский награждён золотым наперсным крестом, иеромонах Митрофан и священник М.Рязанцев награждены набедренником; диакон Василий Будрин хиротонисан во священника. Преосвященнейшим преподано слово. Закончилась литургия обычными многолетиями, а также возглашением вечной памяти Преосвященнейшим Петру и Иоанну».

Дачники Курьи были «весьма довольны» новым храмом. О том, как проходили службы в дачной церкви, можно получить представление из отчётов о деятельности Пермских архиереев в Епархиальных Ведомостях за 1906 год после освящения храма:

4 июля Преосвященнейший Никанор во Владимиро – Тихоновской церкви, что в Нижних Курьях (архиерейская дача), изволил выходить на величание.

 

5 июля. Архипастырь совершал Божественную литургию во Владимиро- Тихоновской церкви, что на даче архиерейской в Нижних Курьях. Поставлены диакон Вениамин Фадеев во священника, псаломщик Петр Ястребков – во диакона.

 

7 июля. Владыка Божественную литургию совершал во Владимиро-Тихоновской церкви в Нижних Курьях; псаломщик Михаил Савицин поставлен во диакона, вечером Архипастырь во Владимиро-Тихоновской церкви за всенощным бдением выходил на величание и читал акафист Божьей Матери.

 

9 июля. Владыка Божественную литургию совершал на даче, во Владимиро-Тихоновской церкви, псаломщик Владимир Левитский поставлен во диакона.

14 июля. Архипастырь Божественную литургию изволил  совершить во Владимиро-Тихоновской церкви, псаломщики Владимир Юферов поставлен во диакона, Николай Решетников – посвящён в стихарь.

15 июля. Богослужение на архиерейской даче совершал Владыка, в сослужении почётного духовенства. Читан был Высочайший Манифест, по случаю роспуска Государственной Думы. Во диакона посвящён Ал. Третьяков, кончивший курс семинарии.

16 июля. Воскресное богослужение Владыка совершал в Кафедральном соборе. В тот же день Владыка, провожаемый братиею, изволил плыть на пароходе вниз по Каме, и далее до Петербурга, согласно данного ему разрешения на временный отпуск.

2.5. Содержание дачной церкви и образование прихода Князе-Владимирской церкви.

Содержание Князе — Владимирской церкви производилось полностью за счёт Архиерейского дома. Правление Архиерейского дома направляло монашествующих из Крестовой церкви для обслуживания здания храма и дачи, служб. Ежегодный сезон начинался в апреле, и братия Крестовой церкви отправлялась в Нижнюю Курью и пароходом, и по железной дороге. Так же нанимались жители из окрестных деревень для мытья полов, доставки чёрной земли, глины, для доставки съестных припасов и молока для нужд архиерейской дачи. Ежегодно назначался Архиереем заведующий Курьинской церковью. Оплата всех работ производилась из неокладных сумм, отчёт о расходовании которых ежемесячно предоставлялся экономом Архиерейского дома Епископу.

Заготовка дров для отопления здания входила в обязанности эконома Архиерейского дома, который ежегодно нанимал подрядчиков и заключал с ними договоры. Производились работы по благоустройству земельного участка, разбивались цветочные клумбы, высаживался кустарник. Здание храма и дачного дома поддерживалось в порядке. Уже в июле 1914 года производился ремонт проржавевшей части крыши .

В 1913 году иеромонах Никон – делопроизводитель Правления Архиерейского дома составил описи церквей Крестовой и Курьинской, а так же имущества Архиерейского дома, за что был награждён Епископом Палладием (1908 – 1914 гг.) набедренником 7 августа 1913 года. 20 ноября 1913 года в Пермскую Духовную Консисторию была представлена книга описи имуществ. Но, к большому сожалению, в  фонде Консистории найти эти важные документы не представилось возможным  .

Правление Архиерейского дома следило за сохранностью всего имущества и ценностей, значившихся в описях. 2 декабря 1913 на заседании правления был поставлен вопрос о том, «у кого должны находиться описи церквей и кто должен отвечать за целостность вещей, занесённых в эти описи и кому доносить об утрате и ветхости вещей. Постановили: а) опись церквей Крестовой и Курьинской иметь эконому иеромонаху Пахомию, он же должен отвечать за целостность записанных вещей и об утрате и ветхости их докладывать членам Архиерейского дома на общем собрании и по рассмотрении членами Правления и утверждении Его Преосвященством доносить о происшедших изменениях в описи в Пермскую Консисторию;

б) опись движимого и недвижимого имущества иметь казначею Ивану Егоровичу Котову, который и должен отвечать за целостность имущества записанного в сей описи, а в случае утраты или ветхости вещей поступать по способу, указанному для эконома иеромонаха Пахомия ».

В 1914 году по личному распоряжению Губернатора произведено освидетельствование соборов и церквей губернии в пожарном отношении. Князе – Владимирскую церковь посетила комиссия в составе Губернского архитектора Власова, мл. архитектора Гаврилова и представителя духовного ведомства благочинного городских церквей протоиерея Иоанна Пьянкова. Установлено: «…православная церковь в дачной местности «Нижняя Курья», имея три выхода, будет достаточно безопасна лишь перенавесив двери, устроив наружный раствор».

18 мая 1917 года в присутствии членов Консистории протоиерея Стефана Богословского и священника Константина Широкинского, столоначальника Консистории Гавриила Желателева, совместно с членами Правления Архиерейского дома проверялось имущество Курьинской церкви в связи со сменой эконома Архиерейского дома архимандрита Пахомия. 19 мая комиссия представила акт сдачи – приёмки имущества Архиепископу Андронику, в котором констатировала, что «каких – либо утрат имущества не обнаружено».

В 1918 году происходит значительное событие в истории церкви. 8 мая при Князе – Владимирской церкви открыт приход, и в штате при церкви положены священник и псаломщик.

В приходе церкви значилось два населённых пункта: село Нижняя Курья при церкви (52 дома) и деревня Заборная – в 4 верстах (48 домов). Всего прихожан было: из Н.Курьи мужского пола – 124 и женского 140, из деревни Заборная мужского пола 99 и женского 108, всего мужского пола 223 человека и женского 248 человек. В пределах прихода проживало 6 раскольников .

Таким было в 1918 году состояние храма: «здание деревянное. Колокольня расположена над самой церковью. Здание церкви нуждалось в ремонте. Престолов в храме один, освящён в честь Равноапостольного Великого князя Владимира и Святителя Тихона Задонского. Утвари в церкви достаточно.

Земли при церкви состояло 4177 кв. саж. Документов на землю при церкви не имеется. Качество земли — мало плодородна, дохода земля не приносит. Домов священно и церковнослужителей на церковной усадебной земле, специально построенных для них не имеется. Другие здания, принадлежащие церкви: Архиерейская дача двухэтажная деревянная, один большой флигель с каретником и конюшнями, деревянные: флигель поменьше, также деревянный, деревянный погреб. Состояние домов – ветхое. Более или менее благоустроенной нужно считать только одну архиерейскую дачу, остальные помещения нуждаются в ремонте .

По штату священнику и псаломщику при церкви жалованья не было положено. 9 мая по 12 декабря 1918 года получено кружечных сборов 2866 р. 97 коп, другими источниками содержания членов причта получено от Нижне – Курьинского и Заборского обществ 250 р . 50 коп. Более доходов не было. Ближайшие к церкви храмы – Нижне– Муллинский – в 8 верстах и Мысовская церковь – в 10 верстах.

Опись церковного имущества, заведённая в 1913 году, проверена в 1918, хранилась в целостности, книги церковные – имеются в достаточном числе. Церковные деньги хранит староста.

Священником служил с 9 мая 1918 года Пётр Константинович Никулин, сын священника, окончил курс Пермской Духовной семинарии в 1902 году. В1912 г. окончил курс Казанской Духовной Академии с учёной степенью кандидат богословия.

Временно исполнял должность псаломщика Владимир Степанович Шилов, 24 лет, из крестьян, бывший послушник Пермского Архиерейского дома. Церковным старостой был Алексей Михайлович Силин, 50 лет, из крестьян .

Преосвященный посещал последний раз храм в 1918 году.

 

 Судьба храма с 1922 года.

3.1. Организация Дома отдыха «Нижняя Курья» и закрытие прихода Князе — Владимирской церкви.

Недолго действовал самостоятельный приход Курьинской церкви.

После установления Советской власти дачные строения были национализированы и перешли в ведение горкомхоза, в коммунальный отдел, который представлял жилые помещения внаём как дачи различным организациям и частным лицам. В отношении церквей действовал Декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви от 31 августа 1918 года , по которому здание храма вместе со всеми имуществами и ценностями переходило в ведение Советов рабочих и крестьянских депутатов и предоставлялось приходу в пользование.

С 20 октября 1920 года Нижне-Курьинский дачный посёлок на основании Постановления объединённого заседания президиума Пермского уездно-городского исполкома был переведён из Мысовской волости Оханского уезда к городу Перми . Таким образом, и приход церкви перешёл к благочинному города Перми. В это время в Нижней Курье происходит страшное событие – мученическая кончина последнего священника, служившего в этой церкви, Петра Никулина. По другим источникам священник Петр Константинович Никулин, 37 лет, убит в период с 13 по 24 декабря 1918 года перед приходом колчаковцев.  По словам местных сторожил его привязав верёвкой за лошадь тащили по всему посёлку по заснеженной дороге и напротив церкви, чуть ниже по реке Кама, утопили в проруби. Свидетелями этого стали все жители посёлка

11 июня 1922 года областная газета «Звезда» опубликовала объявление следующего содержания: «Ликвидация дачной церкви. Губюстом по представлению Губпрофсовета постановлено ликвидировать бывшую архиерейскую дачную церковь в Нижней Курье, находящуюся в здании, занятом в настоящее время Домом отдыха для трудящихся».

В конце 1920 – начале 1921 года по всей стране остро встал вопрос о борьбе нового советского государства с настоящей волной эпидемических заболеваний, в особенности тифа, среди трудящихся. «Хозяйственная разруха нашей страны, вызванная многолетней войной, сильно отразилась и на состоянии здоровья граждан – в особенности трудового народа. Тиф и эпидемические заболевания, а также сильное переутомление большинства трудящихся и, кроме того, недостаток питания и отсутствие нормальных и необходимо хороших условий жизни в домашнем быту, вызвали распространение туберкулёза и другие болезни. Вследствие этого увеличилось число неработоспособных людей, требующих лечения и восстановления утраченных сил». С этой целью при Пермском Губздравотделе, как и по всей стране, был создан подотдел по борьбе с социальными болезнями. Подотдел, чтоб «хотя бы временно улучшить гигиенические условия жизни, усилить питание и дать отдых от работ трудящимся и, в конечном счёте, вернуть в некотором проценте работников», «боевой задачей» для своей работы ставит открытие повсеместно домов отдыха при содействии с профсоюзами.

18 февраля 1921 года подотдел Пермского Губздравотдела по борьбе с социальными болезнями решил испросить перед городским жилищным отделом помещения Нижней Курьи на 125 мест под дома отдыха и для обслуживающего персонала на 60 мест:

1. Дача № 25 на 34 койки, при ней 3 флигеля под персонал на 12 мест, конюшня и 2 кладовые.

2. Дача № 26 на 9 мест под персонал.

3. Церковь на 26 коек.

4. Дача № 27 на 24 места.

5. Дача № 28 для конторы или бельёвки.

6. Дача № 24 для врача и персонала, 4 флигеля и кухня, всё помещение на 20 мест.

7. Дача № 30, низ – столовая, верх – под персонал на 6 мест.

8. Дача № 31 на 19 коек. Два флигеля под амбулаторию и мед. персонал на 16 мест.

9. Дача № 32, состоящая из 4 флигелей на 40 мест. Подсчёт мест во всех помещениях на 214 человек .

13 марта 1921 года состоялось 1-е экстренное совещание Губернского подотдела по борьбе с социальными болезнями, который возглавлял врач Иван Иванович Голубев. Присутствовали член Губ. Совета (он же инструктор-организатор по открытию домов отдыха) Николай Петрович Плешков, а так же представители из мест – Кунгура, Полазны, Лысьвы, Кизела, Усолья, Мотовилихи и Оханска. По докладу Н.П. Плешкова «об организационных работах по открытию домов отдыха в губернском масштабе» постановили: «Открыть дома отдыха обязательно к 1 мая сего года».

При определении пунктов открытия домов отдыха решили: «дома отдыха открыть в следующих пунктах: Кунгуре – на 25 коек, Оханске – на 25 коек, в Осе – на 25 коек, в Чердыни  — на 25 коек, в Орле – (в 12 верстах от Усолья) на 50 коек, в Полазне или Добрянке  — на 25 коек, Лысьве – на 45 коек, Чусовом – на 30 коек. В Кизеловском районе – на 50 коек, в Нижней Курье – (в 12 верстах от Перми) 2 дома на 125 коек каждый: а) для трудящихся города Перми 50 коек, для заводов Мотовилихи 65 коек и завода Югокамского 10 коек; б) для железнорабочих и служащих».

При выборе мест для домов отдыха «необходима вполне здоровая местность, с воздухом, с соответствующим участком и близостью к реке и при том с удобством сообщения». Эти условия и решили участь архиерейской дачной церкви. Ещё 7 марта Плешков, посетивший Нижнюю Курью, пишет: «Подотдел по борьбе с социальными болезнями с 1-го мая сего года открывает в Нижней Курье дома отдыха на 250 мест, в дачах Курьи с 23 по 27 включительно. Помещение дач в настоящее время требует ремонта, как-то: побелка комнат, вставка нескольких стёкол, переустановки заборок, ремонта печей и очистки труб, при том также оборудование хлебопекарни. Согласно постановлению Губисполкома от 17 февраля сего года работа по ремонту дач под дома отдыха считается ударной». Существенного изменения облика зданий, как мы видим, не предусмотрено.

15 марта 1921 года осматривает назначенные для дома отдыха дачи служащий подотдела по борьбе с социальными болезнями А.П.Калашников с целью составления смет на работы.

Официальное закрепление в аренду дачных участков произошло 23 марта 1921 года. Выписка из договора:

Договор (выписка)

1921 года марта 23-го дня мы, нижеподписавшиеся, с одной стороны представитель Губздравотдела подотдела по борьбе с социальными болезнями тов. Плешков и с другой стороны представитель жилищного подотдела городского коммунального отдела, заключили настоящий договор о нижеследующем:

1. Жилищный подотдел предоставляет Губздравотделу, под дома отдыха дачи в Н.Курье под №№ 23, 24, 25, 26, 27. Архиерейскую, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37 в бесплатное пользование сроком на 1 год, при условии продления этого срока и на будущее время, по мере необходимости в занятых помещениях.

2. Ремонт дачных помещений, как внутри, так и снаружи, починка печей, вставка стёкол, очистка усадеб, помойных ям, должны быть производимы за счёт Губздравотдела, причём имеющийся при дачах строительный материал, может быть расходуем на ремонт по взаимному соглашению с жилищным подотделом, причём капитальный ремонт может быть производим только с разрешения жилищного подотдела.

3. После установленного срока пользования дачами, таковые должны быть сданы Губздравотделом жилищному подотделу в надлежащем исправном виде.

4. Охрана дач лежит на обязанности Губздравотдела.

Зав. Жил. Подотдела. Подпись.

Представитель Губздрава Плешков.

24/3 — № 3488 .

«Боевая задача» открыть дом отдыха к 1 мая, а позже и к 15 мая так и не была выполнена, несмотря на весьма эффективные действия организатора по открытию домов отдыха товарища Плешкова. Можно только представить, в каком спешном порядке разрушалось принадлежащее Архиерейской даче и церкви оборудование, перестраивались помещения, ломались перегородки, а так же уничтожались ценные документальные источники. Лишь метрические книги из церкви были переданы в Мысовский сельский совет.

Репортаж об открытии дома отдыха в Нижней Курье помещён в газете «Звезда» 27 мая 1921 года: «22 мая в Нижней Курье состоялось торжественное открытие дома отдыха для изработавшихся тружеников г. Перми и Мотовилихи.

В 2 часа дня к Курье под звуки духового оркестра подходит пароход, наполненный  публикой, желающей принять участие в торжестве. Все вновь прибывшие и живущие в домах отдыха проходят в усадьбу церкви, где размещаются самым непринуждённым образом на  стульях, скамьях и прямо на траве, Губернский хор исполняет Интернационал. Собрание объявляется открытым. Выступавшие с приветствием товарищи – представители учреждений и организаций в простых и тёплых словах приветствовали находящихся на отдыхе и излечении товарищей.

Подробно осветив значение домов отдыха в жизни рабочего класса, а равно в ходе событий, ораторы с большим проникновением провели параллель между общественным положением рабочего класса до октября 1917 года и после него.

Товарищ Плешков, докладывая о работах Губздравотдела, говорит, что последний, несмотря на крайний недостаток в медикаментах и малочисленность медицинского персонала, ведёт свою работу путём предупредительных мер, среди которых открытие домов отдыха занимает значительное место. К настоящему времени по губернии открыто 8 таких домов с расчётом на 550 человек.

По заслушании приветственных речей собравшиеся единодушно принимают решение о посылке приветственной телеграммы на имя товарища Ленина и наркомиссара здравоохранения товарища Семашко.

После окончания собрания гостям  был предложен завтрак. В заключении артистами губхора был дан большой концерт с участием солистов и оркестра Пермроста». Та же газета 17 июня 1921 года рассказывает, как живут в доме отдыха: «Дом отдыха занимает несколько дач. Дачи предварительно были вычищены и отремонтированы. Чистенькие выбеленные домики представляют приятный вид. Оборудование дома отдыха поставлено образцово – как помещения для больных, так и столовая, и кухня, и все складские помещения. Больные в большинстве рабочие, есть коммунисты».

В 1922 году Нижне – Курьинский дом отдыха стал самым многолюдным. В его распоряжении было 22 жилых помещения, летом использовалось 19. В церкви разместилась столовая, в «весьма благоустроенной архиерейской даче были изолированы от прочих больные лёгочными болезнями». Количество отдыхающих и контингент распределены следующим образом:

Месяц   Общ.кол.    рабоч.     Служащ.   Служ.рабфака     подрост   отв.раб.

 

Апрель      23              20              2                      1

 

Май           66              39              22                    3                       1                1

 

Июнь        155            80              47                    7                        12              9

 

Июль        232            96             100                   10                      24              2

 

Всего        476           235            171                   21                      37            12 

 

В 1927 году началась частичная электрификация домов отдыха по договорённости с госпароходством, имеющим по соседству с домом отдыха электрифицированный затон им. Дзержинского — бывший Каменского. Рабочие затона также имели жильё в бывших дачах, весьма неблагоустроенное для проживания с семьёй в зимних условиях. В первую очередь электрификации подлежала бывшая архиерейская дача и церковь, где помещались столовая, библиотека, читальный зал и одно из общежитий отдыхающих .

В годы Великой Отечественной Войны место дома отдыха было местом сбора и отправления на фронт призванных солдат на войну.

К 1969 году дом отдыха располагает площадью земли в 10 га, в том числе парка 6,7 га, площадь под озеленением 500 кв.м. В наличии оказалось 8 строений, сооружённых до 1917 года, заняты, в основном, под спальные корпуса, жилые дома.

Кроме того, с 1930 по 1960 гг. были сооружены другие строения, в основном, хозяйственного значения. Дом отдыха обнесён забором, некоторые дорожки заасфальтированы, построена дощатая танцевальная площадка. Библиотека насчитывала 3300 книг. Продолжительность отдыха составляла две недели. Из финансовых отчётов Нижне – Курьинского дома отдыха за  60-е годы мы видим, что нового строительства более не ведётся, средства идут, в основном, на ремонт старых зданий и сооружений.

3.2. Санаторий  «Светлана».

В мае 1974 года в Нижней Курье, на берегу Камы открылся новый санаторий «Светлана». Он построен для детей дошкольного возраста на средства, выделенные 73 предприятиями Прикамья. Чтобы построить новые, современные здания, было снесено 13 старых дач, в том числе частных.

Здание церкви было передано на баланс санатория в качестве филиала. В нём размещены дети, переболевшие гепатитом. К этому времени помещение пришло в полуаварийное состояние, требовало ремонта, нуждались в ремонте и подсобные помещения.

 

 

 Возвращение храма Святого Равноапостольного Великого князя Владимира общине верующих Пермской Епархии Русской Православной Церкви.

16 января 1992 года Отделом юстиции Пермского облисполкома было зарегистрировано религиозное объединение «Покровский приход» г. Перми (Кировского района). Затем 10 февраля 1992 года Канцелярией Пермского Епархиального управления зарегистрирован приходской совет церкви Покрова Пресвятой Богородицы Кировского района г. Перми. В приходской совет входили:

1. Яганова Тамара Михайловна – председатель.

2. Годовалова Клавдия Фёдоровна – зам. председателя.

3. Удальцова Зинаида Даниловна – казначей.

Поскольку помещений для богослужений  не имелось, приходской совет при поддержке сотен пенсионеров — верующих Кировского района — взялись за поистине титанический труд – возвращение храма Святого Равноапостольного Великого князя Владимира. Три года продолжалась переписка с различными инстанциями, посещение бесконечного числа кабинетов. 500 верующих, жителей Кировского района, подписали письмо в Комитет по свободе совести, вероисповеданиям, милосердию и благотворительности при Верховном Совете РФ, и 23 Февраля 1993 года Верховным Советом было направлено в адрес Председателя Пермского областного Совета народных депутатов Быстрянцева постановление о положительном решении вопроса о предоставлении здания церкви верующим. Член комиссии по законодательству Верховного Совета РФ И. Залевская в мае 1993 года ходатайствовала перед Пермским Городским Советом, отмечая важность и необходимость сохранения памятника архитектуры, единственной деревянной церкви в Перми.

29 июля 1993 года Малый Совет Пермского городского совета принял постановление «О возвращении здания по адресу ул. Кировоградская, 194 верующим Пермской епархии Русской Православной Церкви». В нём отмечалось, что передача здания общине к 1августа 1993 года невозможна, т.к. перевод санатория возможен только после строительства инфекционной больницы в Камской Долине, т.е. в 1996 году. В свою очередь, Канцелярия Патриарха Московского и Всея Руси в письме, направленном 7 февраля 1994 года Пермскому Епископу Афанасию, указывает на задержку передачи властями Пермской области здания Архиерейского дома и дачи верующим. 1 декабря 1994 года Пермское Епархиальное Управление обратилось за поддержкой к депутату Законодательного собрания Пермской области, президенту АО ТПК «Нефть синтезмаркет » Андрею Равеловичу Кузяеву, который с особым вниманием и заботой относился к делу своих избирателей, оказывал большую поддержку общине не только в моральном плане.

10 августа 1995 года здание церкви было официально возвращено верующим на основании Постановления Администрации г. Перми № 1624, которое указывало: «На основании Закона о свободе вероисповедания, распоряжения Президента РФ № 281 – р. от 23.04.93 г. «О передаче религиозным организациям зданий и иного имущества», многочисленных обращений общины христиан Покрова Божьей Матери постановляю:

1. Возвратить здание № 194 по ул. Кировоградской до 1.11.95 г. Пермской Епархии Русской Православной Церкви.

2. До 1.10.96 г. гепатитное отделение санатория «Светлана» перевести в детский комбинат № 215 по ул. Окулова 14а.

Огромную помощь в восстановительных работах оказали простые прихожане, внесшие посильный вклад в благородное дело. Особенно нужно здесь отметить Годовалову Клавдию Фёдоровну (+ 10.03.2001г.) – заместителя председателя приходского совета. Приняв постриг, с именем Калерия, она продала часть своего имущества, и пожертвовала вырученные средства на восстановление храма. В дальнейшем мать Калерия, проживая при храме, занималась цветоводством. Вырученные деньги от продажи цветов, она также жертвовала на храм.

Благодаря поддержке благотворителей – НПО им. С.М.Кирова (генеральный директор Кузьмицкий Г.Э.), депутата А.Р.Кузяева и др. закуплены стройматериалы, выложен паркет, отлиты колокола и многое другое. Внутреннюю роспись храма выполнил житель Кировского района Ахматов Валерий.

28 ноября 1995 года состоялось первое богослужение в восстановленной церкви. Службу обновления храма совершил протоиерей Виссарион Синицын, иереи Серафим Новосёлов и Пётр Матолинец в сослужении диакона Сергия Апасева.

Протоиерей Виссарион, закончивший Московскую Духовную Академию, был назначен Высокопреосвященнейшим Архиепископом Пермским и Соликамским Афанасием настоятелем данного храма. Великим трудом было окормлять, назидать пришедших в новый храм местных жителей. Место, где находилась Архиерейская дача и храм, долгое время в простонародии называлось домом отдыха. С течением долгого послереволюционного времени память о Святом месте стёрлась из памяти народа. И только благодаря отцу Виссариону, верным православию прихожанам память об этом Святом месте была восстановлена.

В марте 1996 года были выполнены обмерные работы памятника архитектуры, что оказалось  очень своевременным, т.к. в 1998 году здание церкви подверглось пожару, во время которого выгорела крыша над всем объёмом здания, колокольня и апсида, а также часть стен храмовой части  и трапезной. Пришли в негодное состояние чердачные перекрытия апсиды, храмовой части и трапезной. Остальная часть церкви и конструкции не пострадали. Началось трудное время повторного восстановления храма.

К несчастью, старых чертежей не сохранилось. В течение долгих трёх лет специалистами разрабатывался проект вновь строящегося храма. И им удалось воссоздать былой вид, каким был он первоначально. Всё время строительства священнослужители проводили службы в соседнем здании, переоборудованном под малый храм.

В 2002 году на кафедру Пермской епархии вступил Преосвященный Иринарх Епископ Пермский и Соликамский. Деятельный архипастырь поручил  контролировать строительство назначенному благочинному Закамского округа иерею Олегу Тяженкову. Для восстановления православного храма отозвались руководители предприятий и предприниматели, которым не безразлична судьба храма и нравственное состояние жителей города Перми. Среди них председатель совета директоров Пермского домостроительного комбината Бурнашёв Алексей Леонидович, директор Пермского порохового завода им. Кирова Кузьмицкий Геннадий Эдуардович, директор ОАО «ПЕМОС-Хенкель» Козлов Евгений Михайлович. Ахматов Валерий Фаритович индивидуальный предприниматель полностью изготовил иконостас и клироса нашего храма. Генеральный директор ООО ТД «Керамика» Кадочников Владимир Александрович со своей супругой Надеждой Сергеевной пожертвовали отделочные материалы для храма.

В клире священнослужителей произошли изменения. Так, окормлять приход православной общины стали иереи Алексий Коростелёв, Алексий Вяткин, Николай Тихомиров в сослужении диаконов Алексия Смирнова, Николая Червон. В храме, как и до пожара, действует воскресная школа для взрослых и детей. Приходская жизнь с каждым годом улучшается.

С большим трудом и упорством настоятеля, а также самих прихожан и благодетелей над источником, по которому и определено было место  строительства Архиерейской дачи и церкви, построена надкладезная часовня в честь иконы Божьей Матери «Живоносный источник». В устроении его особенно потрудились Пермский Завод Силикатных Панелей в лице  директора Дёмкина Николая Ивановича и депутат Законодательного собрания Пермского края Андрей Равелович Кузяев.

28 июля 2004 года в день памяти Святого Равноапостольного Великого Князя Владимира Преосвященный Иринарх в сослужении благочинных Пермской Епархии и почтенного духовенства совершил чин освящения Престола.

10 октября того же года в Пермскую епархию были привезены мощи святых Великой Княгини Елизаветы и инокини Варвары. На следующий день мощи были выставлены для поклонения во Владимирском храме.

К концу 2005 года в храме помимо настоятеля иерея Олега Тяженкова служили иерей Алексий Коростелёв, иерей Алексий Вяткин, иерей Николай Тихомиров, иерей Вадим Лунегов, диакон Николай Червон, диакон Андрей Тихомиров.

Служба в храме совершается ежедневно. Священство несёт свою череду так, что храм никогда не остаётся без священника и всякий приходящий найдёт здесь утешение. 

 

         Заключение.

Итак, всё возвращается на круги своя. Возрождён храм Святого Равноапостольного Великого Князя Владимира, который ныне уже находится в Кировском районе города Перми с населением  около 150 тысяч человек. Отрадно, что прерванная нить между прошлым и будущим восстановлена.   Храм, рассчитанный на 300 человек, не вмещает прихожан в воскресные богослужения и Великие праздники. Еженедельно посещают его и прибывшие на автобусах паломники. Чтобы набрать чистой как хрусталь воды к источнику  приезжают  не только местные жители, но и жители других районов города.  Это говорит о том, что востребованность духовного окормления растёт в душах жителей города Перми.

Построенный храм, как и в начале своего существования, призванный удовлетворять религиозное чувство жителей, и в наше время выполняет эту задачу. В храме планируется создать выставочные стенды с историческими материалами, выпустить брошюру, чтобы каждый желающий мог видеть имена тех, кто потрудился в строительстве храма. Имена их ежедневно произносятся на богослужении.

В 2006 году  праздновали 100-летия со дня освящения Престола и первой службы в Архиерейской дачной церкви в Нижней Курье. И по истине это будет великое событие не только для жителей Закамска, но и для всего города Перми.

Таким образом, единственная деревянная церковь в Перми, памятник архитектуры и деревянного зодчества, через 74 года вновь обрела своих истинных хозяев.

Да поможет Господь росту и укреплению сей вновь возрождённой церкви. Спаси и сохрани её на многие лета.

Летопись не окончена, продолжение следует.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *